Виды обработки ламинированной фанеры

 

Ламинированная фанера

Фанеру можно обрабатывать множеством способов, как стандартными ручными, так и электрическими
деревообрабатывающими инструментами. Однако, следует отметить, что клей в фанере вызывает
быстрый износ режущих инструментов, поэтому рекомендуется использовать инструменты из твердых
сплавов.

Распиловка Виды соединений Шлифовка
Сверление Склеивание Грунтовка
Использование гвоздей Монтаж Покраска
Винтовые соединения Обработка краев Лакирование

Распиловка

Наилучший результат распиловки получается при использовании ленточной или дисковой пилы.
Сначала распиловка производится поперек направления волокон лицевой стороны, затем вдоль. Этот
способ позволяет избежать расщепления углов. Предел проникновения зубьев дисковой пилы должен
быть небольшим.

Сверление

Отверстия с ровными краями получают, если сверло достаточно острое и оснащено передним
резаком. Сверление следует начинать с лицевой стороны. Расщеплений на оборотной стороне
фанеры можно избежать, если использовать подкладочный лист.

Использование гвоздей

Монтаж ламинированной фанеры

Для фанеры под стены, потолок и пол лучше всего подходят гвозди с резьбой или специальные
шурупы, предпочтительно, чтобы шляпка была скрыта или вдавлена. Для потайного забивания
гвоздей подойдут также обычные проволочные гвозди. Кислотоупорные гвозди рекомендуются для
прибивания гвоздями внешних облицовочных фанерных листов, поскольку они дают лучшую защиту
от ржавчины на поверхности фанеры.

Длина гвоздей должна составлять 2.5-3 толщины фанерного листа. Подходящим считается
интервал между гвоздями для фанеры под стены и потолок-10-20 см вдоль краев, 20-30 см — в
середине, в зависимости от нагрузки и вида гвоздей. В панелях под пол интервал должен быть
20-30 см вдоль краев и 40-50 см в середине. Из-за того, что структура фанерного листа
представляет собой полосы шпона с поперечным расположением волокон, гвозди можно забивать
близко от края. Подходящим считается расстояние до края панели в 12-15 мм.

Фиксация конструкции может быть также улучшена при помощи использования клея на стыках.

Винтовые соединения

Во многих сферах применения фанерные листы крепятся винтами. В отделке, при изготовлении
корпусной мебели, выставочных стендов и кораблестроении, предпочтение оказывается винтам.
Вспомогательные отверстия могут быть предварительно высверлены, при этом отверстие в
фанере должно соответствовать диаметру винта и меньшему отверстию в раме; диаметр
последнего будет составлять половину от предшествующего. Шляпка вкрученного винта не
должна проникать в лицевой шпон. Если используются гвозди с купольной шляпкой, необходимо
применять шайбы.

При креплении обшивочной фанеры к металлическим компонентам конструкции можно
использовать специальные винты для крепления фанерного листа с обратной стороны, не
повреждая лицевую сторону.

Фанера под пол грузовых контейнеров и трейлеров, а также транспортного машиностроения
обычно крепятся к металлическому шасси при помощи самонарезных винтов с резьбой.

Фанерные листы легко крепятся болтами. Отверстие для болта должно быть на 2 мм больше
диаметра самого болта. Под шляпками болтов должны быть шайбы и гайки для
предохранения поверхности панели. Чтобы избежать повреждения древесины под болтом, не
следует затягивать болт слишком сильно. Там, где фанера применяется вне помещения,
слишком сильно затянутый болт может вдавиться в поверхность фанеры и она будет
разбухать от влаги. Это приведет к образованию трещин в поверхности фанеры вокруг болта.

Замки, шарниры, полки и т.п. могут быть легко и надежно прикреплены к поверхности
фанеры с любой стороны или края. Наиболее прочным является крепление при помощи
зажимных приспособлений. Если необходимо разместить винты по краям панелей, отверстия
для них должны быть предварительно просверлены.

Монтаж

Фанеру можно крепить к конструкции при помощи клея, гвоздей, скоб, винтов, заклепок или болтов. При выборе способа крепления, важно учитывать условия эксплуатации,
требуемую прочность и внешний вид. Перед монтажом фанера должна быть подготовлена с точки зрения конечных условий эксплуатации, должны быть приняты меры предосторожности
для предотвращения возможного расширения или сжатия плиты в результате воздействия влаги или перепадов температуры. Необходимым считается зазор в месте соединений в 2 мм.

Можно использовать эластичный заполнитель, например, между краем фанеры и стальной рамой конструкции. В конструкциях с подогревом необходимо обеспечить надлежащую вентиляцию фанерной плиты.

Виды соединений

Соединение ламинированной фанеры

Стыки и соединения являются важными компонентами фанерных конструкций. Существует много видов соединения фанерных листов: шпунтовое соединение, шиповое и другие. При правильном выполнении они обеспечивают надежность конструкции стен, пола и поддерживающих элементов. Торцы фанерного листа это обычно самая чувствительная часть, поэтому особое внимание должно уделяться обработке стыков, особенно, если фанера
предназначена для использования на открытом воздухе.

В стенах и потолках рекомендуются соединения встык, открытое, шпунто-гребневое,
фальцевое и соединение полосами. В применениях вне помещений, различные соединения
полосами предоставляют наилучшую защиту от внешнего воздействия. Вертикальные и горизонтальные профили, изготовленные из алюминия, эффективно предохраняют края
фанерного листа. Невосприимчивость к ржавчине делают их подходящим материалом для фасадов. Однако, если, по архитектурным причинам, в применении вне помещений
предпочтение оказывается открытому соединению, края должны быть должным образом обработаны. Примерно 2 мм/м нужно сохранять под расширение листа фанерного. В соединениях встык это расстояние должно равняться 3-6 мм.

Шпунто-гребневое соединение обычно применяется для полов и фанеры которая идут под крыши. Оно эффективно предотвращает поднятие фанеры и повреждение кровельных
материалов, способно выдерживать большие нагрузки, чем обычное соединение встык. Фанера крепится при помощи потайного приколачивания гвоздями.

Наилучшая несущая способность достигается путем применения ступенчатого профиля или сходного специального профиля с фланцами, поддерживающими края примыкающих листов
фанеры. Подобные профили находят применение, например, в строительстве полов контейнеров для перевозки грузов или трейлеров.

Склеивание

Необлицованная фанера обычно склеивается любым древесным клеем. Выбор клея зависит от способа работы, содержания влажности в процессе конечного использования и от требуемой
прочности. Общепринятые виды клея: ПВА, фенолформальдегидная, карбомидо-фенолформальдегидная и эпоксидная смолы и др.

Клей ПВА подходит для использования внутри помещений. Этот клей бесцветный и обладает хорошей прочностью склеивания. Фенол и эпоксидный клей обладают высокой прочностью склеивания, способной выдерживать неблагоприятное условия внешней среды. При склеивании фанеры с металлом рекомендуется клей эпоксидного типа. Контактные клеящие вещества обычно используются для склеивания больших поверхностей и для облицованной
фанеры, предназначенной для использования внутри помещений.

Не рекомендуется приклеивать ламинированную фанеру. Фанера с пленочным покрытием не способна к длительному склеиванию. Если фанера с пленочным покрытием крепится клеем, приклеиваемую поверхность нужно предварительно зачистить до слоя древесины, например, при помощи шлифовальной бумаги. Желательно, чтобы клей был эпоксидный. Приклеиваемая поверхность должна быть сухой и чистой.

Клей нужно наносить равномерно на обе склеиваемые поверхности валиком или кистью. Желаемая сила давления достигается с помощью зажимов, винтов или гвоздей. Подходящий интервал между гвоздями 1 гвоздь на 40 см2. Любой излишек клея следует убрать до его застывания. Необходимо всегда внимательно читать инструкции изготовителя клея.

Шлифовка

Шлифовка фанеры

Поверхность фанеры обычно шлифуется относительно грубой абразивной бумагой (№ 80-100) перпендикулярно текстуре древесины. Если требуется исключительно ровная обработка, например, для высококачественного лакирования, рекомендуется шлифовка мелкозернистой бумагой в продольном направлении текстуры древесины. Отшлифованная, ровная поверхность фанеры представляет собой отличную основу для последующей отделки. Фанеру можно кашировать, ламинировать, красить, пропитать специальной краской или раствором и т.д.

Обработка краев

Для выравнивания краев фанеры после распиловки, их можно слегка обстрогать. Наилучший результат достигается, если стругать в направлении от углов к середине, тем самым избегая расщепления на углах. Края фанеры также можно отшлифовать.
Окраска торцов производится 2-3 раза акриловой краской со специальными добавками.

Грунтовка

Древесина относится к натуральным материалам, которая расширяется и сжимается в зависимости от комплексного воздействия температуры и влажности окружающей среды
(несмотря на поперечные слои шпона внутри фанеры). На внутренней стороне лицевого шпона наблюдаются трещины, которые расширяются и сжимаются под воздействием
перепадов влажности. Вследствие этих причин необходима предварительная грунтовка при последующей покраске. Используются эластичные краски, причем важна правильная
комбинация красок.

Покраска бумажной основы полностью предотвращает образование трещин на слое краски из-за влажности. В условиях повышенной влажности и применения вне помещений фанерные листы должны быть окрашены и с обратной стороны. В таких условиях обработка торцов важна и должна выполняться особенно тщательно и несколько раз. Фанера, предназначенная для использования вне помещений, должна быть покрашена специальными красками.

Покраска

Нанесение краски придает фанере натуральный текстурный рисунок. Поверхность фанеры может быть также окрашена полностью, без проявления текстуры древесины. Краска наносится кистью или распылителем. Цветная фанера приемлема как для внутренней, так и для внешней отделки. Но перед окончательной покраской поверхность должна быть обработана специальным раствором для предотвращения появления синевы и грибков, поскольку биологическая стойкость прозрачных
красокограничена из-за минимального содержания связывающего вещества.

Лакирование

Березовая фанера с лакированной поверхностью приятна на вид и легко поддерживается в чистом состоянии. Перед лакированием поверхность фанеры нужно отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой. Пыль, образовавшаяся при
шлифовании, должна быть тщательно удалена, а поверхность покрыта разведенным лаком.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Войти с помощью: